"Билет в будущее"
В современном мире постоянно возникают новые сферы деятельности, технологии, рынки. Чтобы ребёнок смог сделать осознанный выбор профессии, он должен знать о доступных возможностях и начать получать нужные навыки ещё в школе.
❓ В каком возрасте нужно начинать думать о будущей профессии?
Если раньше было принято задумываться о самоопределении в 14–15 лет, то сейчас специалисты считают, что начинать нужно уже в 10–12 лет. В этом возрасте дети достаточно сознательны, чтобы воспринимать сложную информацию и думать о будущем, и при этом лишены подросткового протеста и склонности всё критиковать.
❓ Какие инструменты помогут ребёнку определиться с профессией?
На помощь родителям и детям придут профориентационные лекции и консультации.
Например, на платформе для профориентации «Билет в будущее» ребёнок может пройти интерактивный тест, отметив любимые предметы, личные качества, цели и ценности, и получить рекомендации по спектру подходящих профессий. И, наконец, просто прочитать, чем конкретно занимается художник или туроператор.
Решить проблему профессионального выбора призвана профориентация.
Профессиональная ориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т. е. в выборе профессии, наиболее отвечающая индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, соответствующая потребностям и возможностям человека, а также запросам рынка труда.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Чтобы правильно выбрать свою будущую профессию, надо найти "золотую середину" по формуле "ХОЧУ-МОГУ-НАДО". Ваша задача найти такую профессию, которая бы отвечала всем трём требованиям.
Формула выбора профессии
Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая соответствует:
1.Твоим интересам и склонностям
Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием, по собственной инициативе.
Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.
2.Возможностям и способностям
Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья.
Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.
3.Спросу на рынке труда
Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица – не самое лучшее начало профессиональной карьеры.
Что влияет на выбор профессии?
Существует 8 факторов выбора профессии (по Е.А. Климову):
1.Позиция старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2.Позиция товарищей, друзей.
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3.Позиция учителей, педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью обучающихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4.Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5.Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6.Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7.Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8.Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
-Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее)?
-По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
-Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
-Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
-Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
-Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
-Какова продолжительность обучения?
-Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
-Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
-Адрес учебного заведения и его полное название?
Ошибки, возникающие при выборе ПРОФЕССИИ
1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения
Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом или подругой?
2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии
Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?
Но ведь одно дело – любить математику, другое – работать бухгалтером.
3. Игнорирование фактора конкурентоспособности профессии на рынке труда
Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, гордиться этим, но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.
ТИП «Человек – Техника»
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
-с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик…);
-с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея…);
-с ремонтом техники (механик, электромонтер…).
ТИП «Человек – Природа»
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
-с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог…);
-с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
-с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар…).
ТИП «Человек — Знаковая система»
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии связаны:
-с текстами (корректор, переводчик, машинистка…);
-с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир…);
-с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник, картограф…);
-со звуковыми сигналами (радист, телефонист…).
ТИП «Человек — Художественный образ»
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессии данного типа связаны:
-с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор…);
-с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актёр…).
ТИП «Человек – Человек»
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
-с медицинским обслуживанием (врач, медсестра…);
-с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель…),
-с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант…),
-с правовой защитой (юрист, участковый инспектор…)