Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр «Истоки»

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Чтобы правильно выбрать свою будущую профессию вам надо найти "золотую середину" по формуле "ХОЧУ-МОГУ-НАДО". Ваша задача найти такую профессию, которая бы отвечала всем трём требованиям.

Формула выбора профессии

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая соответствует:

1.Твоим интересам и склонностям

«ХОЧУ»

Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием, по собственной инициативе.

Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.

hello_html_70815e10.gif2.Возможностям и способностям

«МОГУ»

Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья.

Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.

3.Спросу на hello_html_m69763ff.gifрынке труда

«НАДО»

Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица – не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

 

Что влияет на выбор профессии?

Существует 8 факторов выбора профессии

/По Е.А. Климову/:

  1. Позиция старших членов семьи.

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

  1. Позиция товарищей, друзей.

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

  1. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

  1. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

  1. Способности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6.Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7.Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8.Склонности.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

 

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

 

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?

Ошибки, возникающие при выборе профессии

1. Отсутствие самостоятельности в принятии решенияhello_html_m558f0d42.gif

Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом или подругой?

hello_html_1c0a7d48.gif2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии

Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?

Но ведь одно дело – любить математику, другое – работать бухгалтером.

3. Игнорирование фактора

конкурентоспособности профессии на рынке труда

hello_html_m6cba3ebb.gifОпрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.

ТИП «Человек – Техника»
 

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны:

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик…);
  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея…);
  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер…).

 

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

ТИП «Человек – Природа»

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

Связаны:

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог…);
  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар…).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу…);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

 

ТИП «Человек — Знаковая система»

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.


Профессии, связанные:

  1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка…);
  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир…);
  3. с чертежами, картами;
  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф…);
  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист…).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.
  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

ТИП «Человек — Художественный образ»

Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессия данного типа связаны:

  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор…);
  2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер…).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством
    (живопись, скульптура, фотография, кино…);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.
  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей
    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

ТИП «Человек – Человек»

Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра…);
  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель…),
  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант…),
  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор…)

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

Профорентационное направление

 

Кем быть? Вот в чем вопрос…

         В жизни каждого человека появляется момент,

когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы.

И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных,

и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт “тон”

всему дальнейшему профессиональному пути.

Поэтому так важно для человека,

вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

        

         Необходимо иметь в виду  следующие моменты.

Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив.

В нашей стране специалисты насчитывают более 7000 профессий.

Каждый год происходит обновление более 500 видов труда.

Однако действительность такова, что за последние годы

появилось множество новых профессий,

следовательно процесс обновления видов труда происходит ещё быстрее.

Складывается противоречивая ситуация,

связанная со сравнительно длительным периодом

овладения профессиональным мастерством и быстрым

обновлением и сменой видов профессионального труда.

         Человечество мчится в XXI век.

Обществу нужен профессионал, знающий своё дело,

способный самостоятельно принимать решения,

нести ответственность за них, за себя, за других, за страну,

умеющий рисковать, искать, творить, созидать.

А для того, чтобы стать таким профессионалом,

многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь.

         Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, 
что наиболее сложным для молодого человека является переход
от общеобразовательной школы к профессиональному труду,
который как раз и приходится на подростковый возраст – время,
когда человеку принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути.
Как выбирать профессию по душе и не ошибиться с главным делом жизни?

         Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор 
для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, 
ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, 
которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, 
а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

         Решить проблему профессионального выбора школьника призвана профориентация. 
Профессиональная ориентация – это оказание человеку помощи
в профессиональном самоопределении, т. е. в выборе профессии,
наиболее отвечающая индивидуальным особенностям, склонностям
и способностям, соответствующая потребностям и возможностям человека,
а так же запросам рынка труда.

         Президент РФ Владимир Путин в ходе «Прямой линии» 16 апреля 2015 г.
отметил что, подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства,
является одним из ключевых элементов роста на ближайшее время".
"И, конечно, нам нужны прежде всего высококвалифицированные рабочие кадры".
"Без этого просто невозможно двигаться, это очевидны факт",
- констатировал глава государства. Он также выразил солидарность с выступавшим,
что "лучше бы начинать профориентацию на самой ранней стадии, еще и в школе"

         Все мы имеем представление о том, чем занимаются воспитатели, учителя, врачи, продавцы…
и т.д., но невозможно представить работу производства, не побывав на нем.
И, как правило, знакомство с производством происходит непосредственно
после трудоустройства. В лучшем случае, во время прохождения учебной практики.

         Именно поэтому в  Центре «Истоки»  организовано объединение «Кем быть?»
  в основе данного курса лежит идея наглядного знакомства обучающихся
с особенностями производства на  предприятиях
города Ярославля и обязанностями работников разных профессий,
осуществляемого посредством экскурсий.

 Помощь родителей в процессе профессионального самоопределения ребенка

 

1. Как правильно выбирать профессию и готовиться

 

 

 

к профессиональной деятельности?

2. Чем может помочь родитель своему ребенку при выборе профессии?

 3. Какие типичные ошибки делают родители при оказании 
помощи своим детям в выборе профессии?

4. Как сделать успешное поступление ребенка
в профессиональное образовательное учреждение более вероятным?

5. Как помочь ребенку справиться с волнением перед
ЕГЭ и вступительными испытаниями?

6. Как оказать ребенку поддержку при возможной неудаче?

 

 

 Как правильно выбирать профессию и готовиться к профессиональной деятельности?

 

Для осуществления успешной профессиональной карьеры
молодому человеку необходимо сделать следующие шаги:

1.      Проанализировать свои профессиональные интересы и склонности,
соотнести их с возможными вариантами профессий.

2.      Узнать свои особенности, соотнести их с возможными вариантами профессий.

3.      Выяснить, есть ли противопоказания к выбранным профессиям
по состоянию здоровья или другим причинам.

4.      Познакомиться с содержанием работы,
функциональными обязанностями работников предполагаемых профессий.

5.      Рассмотреть положительные стороны в работе по предполагаемым профессиям.

6.      Выявить отрицательные стороны в работе по предполагаемым профессиям.

7.      Выбрать профессиональное образовательное учреждение,
в котором можно получить профессиональное образование по предполагаемым профессиям.

8.      Узнать условия поступления в эти профессиональные образовательные учреждения
(ЕГЭ, экзамены, творческие испытания, собеседование и т.п.).

9.      Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.

10.  Дополнительно готовиться к поступлению в учебное заведение
(если это необходимо, посещать подготовительные курсы или заниматься с репетитором).

11.  Выбрать основной и запасные варианты (запасных вариантов может быть несколько)
профессионально-образовательного маршрута.

12.  Успешно сдать ЕГЭ.

13.  Успешно сдать дополнительные вступительные испытания в профессиональное
образовательное учреждение, если таковые имеются.

14.  Во время обучения в профессиональном образовательном учреждении
стремиться проходить производственную практику и знакомиться с условиями работы по будущей профессии.

15.  Закончить профессиональное образовательное учреждение.

16.  Получить рабочее место, где можно успешно использовать
полученные в процессе образования компетенции.

 

Чем может помочь родитель своему ребенку при выборе профессии?

 

Родители сами когда-то выбирали профессию. Вне зависимости от того,
считают ли они свой выбор удачным или нет, они могут поделиться своим опытом:
рассказать, как это происходило, с какими трудностями они при этом сталкивались,
как их преодолевали. Искренний разговор сблизит ребенка и родителя,

создаст между ними доверительные отношения, поможет ребенку справиться с трудностями,
предостережет от возможных ошибок.

 

 

 

Выбор профессии может стать первым значительным ответственным выбором,
надолго определяющим будущую жизнь сегодняшнего старшеклассника.
Это серьезное испытание, но, только преодолев его, молодой человек
сможет почувствовать себя зрелым и счастливым.
Поэтому важно, чтобы юноша или девушка имели возможность и время
на самостоятельное обдумывание вопросов, связанных с выбором профессии и принятием решения.
Предоставить такую возможность могут родители.

 

Родители знают своего ребенка, наблюдают его характер,
интересы и привычки в течение многих лет.
Поэтому они могут в доверительной беседе помочь ему точнее понимать свои интересы,
особенности и возможности. Родители могут также рассказать своему сыну или дочери
о его/ее сильных сторонах, достоинствах, посоветовать подходящие на их взгляд
профессии или сферы деятельности, не настаивая на выборе одной из них.

Родители могут помочь ребенку учесть при выборе будущей профессии
особенности состояния своего здоровья, возможные противопоказания, если такие имеются.
Это особенно важно, если у юноши или девушки есть хронические заболевания,
он/она состоят на медицинском учете, или выбранная профессия предъявляет
высокие или особые требования к состоянию здоровья работника.
В этих случаях, прежде чем принимать окончательное решение, необходимо посоветоваться с лечащим врачом.

Родитель может устроить экскурсию для ребенка на свое
место работы и рассказать о своей профессии, а также помочь
познакомиться с профессиями родственников и друзей.
Еще лучше организовать для сына или дочери встречу с представителями тех профессий,
которые ему интересны.

Будет полезным приобретение справочника профессиональных учебных
заведений Ярославской области и обсуждение вместе со старшеклассником
заинтересовавших его вариантов обучения.

Родители вместе со своими детьми могут посетить
мероприятия профориентационной направленности, организуемые в г. Ярославле и области:

-   «Дни открытых дверей», проводимые учебными заведениями;

-   «Дни начального и среднего профессионального образования»,
организуемые во всех районах г. Ярославля;

-    «Ярмарки учебных мест», организуемые в муниципальных районах области.

 Информацию об их проведении можно узнать на сайте
http://resurs.edu.yar.ru/ и в Центре «Ресурс» по телефону 72-95-00, 72-74-48.

В любом случае у родителей больше чем у детей возможностей
для получения и проверки самой разнообразной информации, больше жизненного опыта,
поэтому они могут оказывать ребенку помощь и поддержку на всех этапах
осуществления профессионального выбора.

При необходимости родители вместе со старшеклассником могут
обратиться за помощью к специалистам в Центр «Ресурс».

******

В течение учебного года, нами была реализована профориентационная программа "Кем быть?"
для учащихся 9-х классов МОУ СОШ №83. Программа для нас новая и необычная.

В основе данного курса лежит идея наглядного знакомства учащихся с особенностями
производства на предприятиях города Ярославля и обязанностями работников разных профессий,
осуществляемого посредством экскурсий.

В ходе реализации программы мы столкнулись с некоторыми трудностями:

​ большая занятость учащихся (уроки, факультативы, репетиторы и т.д.);

​ финансовые затруднения (экскурсии, в основном, были бесплатные,
но у некоторых ребят были сложности с оплатой проезда)

​ ограничения предприятий в возможности проведения экскурсий.

 

Но несмотря на все сложности, за учебный год, большинство девятиклассников смогли посетить:

​ Пекарню гипермаркета "Глобус"

​ МЧС (пожарная часть Заволжского района)

​ ООО Камацу

​ ЯФВО

​ Фабрику "Североход"

Везде нас встречали очень гостеприимно и дружелюбно.
В пекарне накормили только что приготовленными пончиками.
В пожарной части можно было посидеть в машинах, подержать и рассмотреть все атрибуты для работы пожарного, а некоторые и опробовать.
На Камацу после посещения производства показали видео ролик об особенностях и преимуществах выпускаемой техники,
а потом демо-шоу, которое ребята назвали "дефиле", где каждая машина демонстрировала свои возможности.
На обувных производствах было очень интересно посмотреть все этапы изготовления того,
что необходимо в нашей повседневной жизни.

Данный курс оказался интересным, познавательным и востребованным.
Ребята задавали много вопросов, сравнивали условия труда, уровень заработной платы,
условия трудоустройства и т.д. Уверены, что полученная информация не пройдет бесследно.

Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки