Первого сентября 1984 года в Заволжском районе г. Ярославля был открыт районный Дом пионеров.
С годами Дом пионеров рос и расширялся. Вся работа кружков строилась на основе плана, который составлялся с учетом возрастными особенностями детей и реальных возможностей учреждения.
В 1984/1985 учебном году в Доме пионеров был создан туристско-краеведческий кружок, которым с первых дней руководила Кондакова Т.Ф. Работа туристско-краеведческого кружка была организована на хорошем уровне: воспитанники участвовали в многочисленных туристических, лыжных, пеших и водных походах.
В 1985 году кружку был присвоен значок «Турист СССР» за совершение многодневного похода протяжённостью 65 километров и выполнение соответствующих нормативов группой туристов-краеведов из учащихся 6-7 классов. А также участникам похода были присвоены разряды по лыжному туризму.
В 1986 году кружковцы впервые участвовали в организации методической помощи школам Заволжского района по Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – СССР» (постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 31 сентября 1980 года № 983 «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-краеведческой работы» и на основании приказа РОНО № 13 от 3 февраля 1986 года).
В 1991 году Дом пионеров был переименован в Центр внешкольной работы и получил статус учреждения дополнительного образования детей.
В 2004 году Центр получил название «Истоки».
С 2008 года Центр «Истоки» участвует в городском конкурсе «Программы и проекты в сфере молодежной политики» по следующим разделам:
- районный «День актива»;
- открытые районные соревнования «На старт!»;
- открытые районные соревнования «Зима Заволжья».
Современное Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр «Истоки» функционирует по трем адресам:
- улица Сахарова дом 15;
- улица Папанина, дом 8;
- улица Кавказская, дом 29.
Имеет лицензию на ведение образовательной деятельности на базах МОУ «СШ №83» и МОУ «Санаторно-лесная школа им. В.И. Шарова». В этих учреждениях проводятся занятия по различным программам.
Активно развивается в образовательном учреждении добровольческое направление. Два добровольческих отряда Центра «Истоки» сотрудничают с областным Геронтологическим центром, Ярославским отделением общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Заволжского района г. Ярославля , филиалом №9 МУК «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля», Ярославской государственной медицинской академией, МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Заволжского района г. Ярославля», авиационно-техническим комплексом «Левцово», ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат № 6», войсковой частью № 98537.
Ведется профориентационная работа, осуществляемая посредством экскурсий для воспитанников объединения «Кем быть?». Экскурсии проводятся для наглядного знакомства с особенностями производства на предприятиях города Ярославля и обязанностями работников разных профессий.
С 2001 года по настоящее время в Центре «Истоки» ведется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цель такой деятельности: создание условий для социализации детей с ОВЗ. Интегрированные занятия позволяют создать условия для общения детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками и обеспечить их участие в культурной, творческой жизни и других массовых мероприятиях, проводимых МОУ ДО Центром «Истоки» на уровне учреждения, района, города, области. Ежегодно, с 2009 года, проводится городской фестиваль – конкурс детско-юношеского художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Стремление к звездам», в котором принимают участие более 200 обучающихся образовательных учреждений г. Ярославля.
В Центре «Истоки» более 3-х лет реализуется программа по выявлению и поддержке одаренных детей. В нашем проекте предусмотрено обязательное привлечение различных специалистов – педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта, так как существует определенная сложность и специфичность работы с одаренными детьми. Так же, мы считаем необходимым условием полноценного развития одаренных детей – взаимодействие педагогов и других специалистов с родителями.
Таким образом, целью нашего проекта являлось совершенствование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности.
Образовательная деятельность МОУ ДО Центр «Истоки» проводится по следующим направлениям:
- социально-педагогическое
- художественно-эстетическое
- физкультурно-спортивное
- техническое.
Свою педагогическую деятельность осуществляют 21 педагог дополнительного образования. Из них имеют первую и высшую категорию 12 педагогов, 2 – являются молодыми специалистами. Награждены почетными грамотами департамента образования Ярославской области 4 педагога.
В 88 группах объединений Центра занимаются 1194 воспитанника. Педагоги и воспитанники Центра принимают активное участие в мероприятиях различного уровня. По итогам 2017-2018 учебного года в таких мероприятиях участвовали – 512 человек. Многократно становились дипломантами и призерами конкурсов и фестивалей: городских – 12 человек, областных – 11 человек, всероссийских – 8 человек и международных – 4 человека.
Педагоги значительное внимание уделяют воспитанию обучающихся, совершенствованию и обновлению форм воспитательной работы с детьми. В течение всего года в учреждении реализуются следующие воспитательные программы: «Растем здоровыми», духовно-нравственная программа «Выход есть всегда».
Реализуется в Центре программа досуговой деятельности. Цель программы создание условий для содержательного досуга. Досуговая деятельность Центра «Истоки» ведётся по нескольким направлениям (блокам), направленным на создание воспитательного пространства:
- «От чистого истока»;
- «Каникулы»;
- Работа досуговых площадок;
- «Мы – граждане».
В 2019 году Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования Центр «Истоки» исполняется 35 лет. Педагогический коллектив нашего Центра занимается развитием талантов и способностей воспитанников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность.
И пусть кто-то задает вопрос: «А нужно ли дополнительное образование?» Мы не будем на него отвечать. Мы готовы меняться, учиться и учить до тех пор, пока мы нужны детям.